Топ вопросов про электронные путевые листы

С 2023 года можно формировать электронные путевые листы (ЭПЛ) вместо бумажных. Цель Минтранса — оцифровать транспортный сектор, сделать его прозрачным и безопасным. Постепенно государство будет вводить обязательный электронный формат.

Как перейти на ЭПЛ и почему стоит сделать это уже сейчас? Кому и как подписывать электронный путевой лист? Можно ли открыть ЭПЛ на разные авто и внести в него правки уже после закрытия? В статье ответим на эти и другие частые вопросы.

Что вы узнаете

Кому и когда нужен электронный путевой лист?

Путевой лист, независимо от его формы, понадобится всем компаниям и ИП, которые используют автомобиль для коммерческих нужд — перевозят груз или пассажиров. Такое авто может быть в собственности, аренде или лизинге.

Без путевого листа перевозчику нельзя выходить в рейс

Путевые листы формировать не обязательно, если:

  • Автомобиль оформлен на организацию или ИП, но его используют только в личных целях. Например, владелец компании купил машину, оформил ее на организацию, а использует, чтобы ездить на работу или отдых.
  • Бизнес для своих нужд использует личное авто сотрудника, владельца компании или ИП.

❗ Чтобы начислить работнику компенсацию за бензин и обслуживание его собственной машины, с ним нужно подписать договор аренды. А при аренде авто путевые листы оформлять уже обязательно.

Если используете автомобиль в личных целях, путевой лист формировать не обязательно

Когда электронный путевой лист станет обязательным?

Пока государство не называет точные сроки. Сейчас идет переходный период, в рамках которого дорабатывают формат путевых листов в электронном виде. Так, с 1 июня 2024 года алкогольный рынок должен был перейти на электронные перевозочные документы (ЭПД) при транспортировке спиртосодержащей и алкогольной продукции. Сроки перенесли на 1 сентября 2025 года, чтобы доработать и протестировать схему взаимодействия с госсистемами ЕГАИС и ГИС ЭПД.

Пока идет тестирование, все отрасли могут передавать свои пожелания, а также сообщать о процессах, которые не укладываются в текущий формат ЭПД, но важны для бизнеса.

Зачем переходить на электронный путевой лист?

Хотя работать с путевыми листами в бумажном виде еще можно, стоит перестроиться на электронный формат уже сейчас. Особенно если раньше вы вообще не работали с путевыми листами — в ближайшие годы ЭПЛ должен полностью заменить бумажный аналог. Перейдя на электронные путевые листы заранее, вы сможете:

  • Сократить расходы на бумагу, печать документов и их хранение, а также исключить затраты при потере и порче бумажных путевых листов.
  • Получить инструмент оперативного контроля над всеми этапами документооборота.
  • Сэкономить время, которое уходит на работу с бумажными путевыми листами. Сотрудникам больше не придется забирать документ у диспетчера, в конце смены отдавать его бухгалтеру, а тому — вручную переносить данные в учетную систему, подшивать бумажный оригинал и передавать его в архив.
  • Упростить архивацию. Путевые листы за все периоды будут храниться в электронной системе, их легко будет найти.

Кто и как подписывает электронный путевой лист?

В путевом листе участвуют диспетчер, врач, механик и сотрудник, который выпускает и принимает авто. Эти роли не привязаны к конкретным работникам — например, один человек может быть одновременно диспетчером, механиком и выпускающим сотрудником.

Водитель в работе с путевым листом не участвует — он выполняет рейс, но ничего не подписывает.

Путевые листы подписывают электронной подписью: усиленной квалифицированной (УКЭП) или неквалифицированной (УНЭП ГК) — в зависимости от роли. УНЭП получают бесплатно в мобильном приложении «Госключ». Через него же сотрудники подписывают электронные путевые листы.

Работники, которые подписывают ЭПЛ, выполняют определенные роли и должны соответствовать необходимым требованиям.

Как работать с электронным путевым листом?

Обмен ЭПЛ можно поделить на шесть обязательных этапов и один опциональный

Этап 1.  Диспетчер создает путевой лист в учетной системе компании и вносит данные:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, которое оформило путевой лист;
  • водителях;
  • транспортном средстве;
  • виде перевозки и сообщения;
  • ответственных сотрудниках по мед‑, техосмотру и выпуску машины.

ЭПЛ также можно сформировать из других документов — например, электронного заказа‑заявки или задания на доставку. Диспетчер одной кнопкой подписывает путевой лист, и документ уходит в работу. После этого в системе его увидят врач, механик и водитель.
❗ Если вы перевозите пассажиров или опасные грузы, диспетчер также должен указать, что требуется послерейсовый медосмотр.

Этап 2.  Водитель проходит предрейсовый медосмотр. Сделать это можно у штатного врача, сторонней медорганизации или методом телемедицины — дистанционно. Врач ставит электронную подпись и допускает или не допускает водителя на рейс. В последнем случае путевой лист закроется на этом этапе.
В Saby врач может быстро находить нужный документ, отсканировав QR‑код из приложения водителя. Врачу не придется искать конкретного водителя среди других путевых листов.

Этап 3. Механик проводит предрейсовый техосмотр и также подписывает путевой лист в учетной системе. Если осмотр проходит в стороннем автосервисе, путевой лист все равно должен подписать штатный механик.

Этап 4. Механик или ответственный за выпуск в рейс вносит показания одометра и подписывает путевой лист, а водитель начинает выполнение рейса. Сейчас этот этап проходят отдельно, но по проекту новой версии формата законодатели планируют объединить его с техосмотром. Это сократит процесс подписания ЭПЛ на один клик.

Этап 5. На этом этапе документ попадает в ГИС ЭПД, где формируется QR‑код для ГАИ со всей информацией о поездке. Водитель начинает выполнять рейс. В пути он может предъявить QR‑код, если машину остановит инспектор ДПС.
В мобильном приложении Saby Courier есть доступ к QR‑коду даже без интернета.
Если у инспектора ДПС нет планшета для считывания QR‑кода или он сломался, разрядился, это не обязывает водителя представить путевой лист на бумаге. В подобных ситуациях сотрудники ГАИ могут запросить информацию о путевом из ГИС ЭПД — для этого будет достаточно номера машины или водительского удостоверения.

Этап 6. Водитель заканчивает рейс, и механик или другой ответственный за приемку сотрудник вносит в путевой лист данные одометра. Сотрудник ставит подпись, и для большинства водителей путевой лист закрывается на этом этапе. Далее документ автоматически попадает в электронный архив.

Этап 7. Водитель проходит послерейсовый медосмотр — если он перевозил пассажиров или опасные грузы. После подписания на этом этапе ЭПЛ закроется.

Можно ли оформить электронный путевой лист на месяц?

Путевые листы разрешено оформлять на период больше, чем день или смена, — например, на неделю, месяц и даже год. При оформлении указывайте первую и последнюю даты периода, в течение которого водитель будет использовать путевой лист.

Можно ли открыть один электронный путевой лист на разные авто?

Нет, путевые листы оформляют на каждую машину отдельно. Если у вас в автопарке 100 автомобилей, то и путевых листов будет 100.

Можно ли внести правки в электронный путевой лист после закрытия?

Нет, текущий формат не разрешает изменять закрытый ЭПЛ.

Можно ли закрыть путевой лист на следующий день?

Это допустимо, с технической стороны ограничений нет. Однако данные из ГИС ЭПД будут доступны налоговой, поэтому при проверке путевого листа у контролирующих органов может возникнуть вопрос, почему он не закрыт вовремя. На такой случай рекомендуем иметь объяснение с причиной задержки в обработке ЭПЛ. Например, можно указать, что возникли проблемы с интернетом или водитель приехал в нерабочее время.

Можно ли в электронном путевом листе заполнять талоны заказчиков?

Формат ЭПЛ не предусматривает возможность заполнять талоны заказчиков. Вместо них можно использовать другие учетные документы — например, акт выполненных работ.

⭐ Если ваши заказчики все же хотят получать талоны, чтобы подтверждать потраченные часы и выполненные работы, — в Saby есть готовый механизм, который поможет не потерять этот процесс.

Нужно ли вести журнал учета движения путевых листов?

Не обязательно. Но если вы хотите продолжать вести журнал для внутреннего учета, в Saby можно выгружать реестр путевых листов в формате Excel.

Как работать с ЭТРН в Saby

СБИС объединяет людей и компании, системы управления и учета, бизнес-процессы и документы в одной системе. СБИС помогает сдавать отчетность в госорганы, обмениваться электронными документами, управлять персоналом, находить интересные тендеры и решать другие задачи бизнеса. Разработчик СБИС - Компания Тензор на рынке IT с 1996 года

Стратегический партнер СБИС 

ИНН 5911043174

Пермь, Малкова, 26,
Тел. +73422994626
Офисы в Перми, Соликамске,
Березниках, Чайковском

Техподдержка 24/7